Ответы нам вопросы
Немного информации о нашем корпусе
На вопросы отвечает директор Корпуса, кандидат педагогических наук, академик МАИ, заслуженный работник образования МО В.В.Красин:
— Что из себя представляет Радумльский кадетский корпус?
— Мы открылись в 2014 году, став одним из первых кадетских корпусов в Московской области. С самого начала мы понимали, что для сдачи ЕГЭ не важно, является ученик кадетом или лицеистом физико-математической школы — все находятся в равных условиях поэтому в отличие от большинства современных кадетских корпусов мы решили делать акцент на учебе и дополнительной подготовке к олимпиадам, а не на чрезмерной военной подготовке.
Сдача государственных экзаменов — это абсолютная приоритетная задача всех учебных заведений. Потому что ни в один ВУЗ страны сейчас без хороших результатов ЕГЭ не поступить, поэтому абсолютный приоритет это подготовка ребят к успешной сдаче экзаменов. Но при этом с прививанием им особого воспитания и уникальных навыков, обучение самостоятельности.
Самое главное, что дети с 5 класса учатся принимать решения и отвечать за эти решения. Потому что если обычные школьники с любой проблемой бегут к маме или папе, и за них родители эти проблемы на протяжении больших лет их жизни решают, то у нас ребята учатся эти проблемы решать самостоятельно.
На основании перспективного взгляда на будущий рынок труда, специализацией нашего корпуса были выбраны информационные технологии и математика, уклон на программирование. Фактически, мы работаем как лицей кадетского типа с круглосуточным шестидневным пребыванием детей на территории учреждения.
В начале истории корпуса для обучения мы набрали всего 3 взвода, это порядка 60 человек. Это были 5-й, 6-й и 7-й классы. Ребята к нам пришли, доверились, и вот в этом году как раз состоялся их третий выпуск, то есть тех ребят, которые когда-то пришли к нам в 5-й класс. А сейчас у нас уже 160 кадетов.
Нашей целью также является не просто образование, а воспитание личности. Чтобы каждый кадет знал как себя вести в тех или иных ситуациях и соответствовал самому высокому моральному уровню.
— Вредит ли кадетской составляющей воспитания ваша ориентированность на учёбу?
— Наши ребята традиционно становятся победителям не только местных, но и Всероссийских кадетских слётов, приглашаются на Международные кадетские фестивали, а один наш кадет даже был избран принцем Международного Кремлёвского бала. Сбалансированное построение образовательного процесса, гармонично сочетающего военные направления и физическую подготовку, с акцентом на учёбе дает потрясающие результаты. Мне кажется, наш подход как раз позволяет сделать кадетское образование не просто военным, но элитарным, как это было в лучших корпусах дореволюционной России.
— Почему вы называетесь «Радумльский лицей-интернат»?
— Действительно нас называют и Радумльский кадетский корпус, и Радумльский лицей-интернат. С одной стороны, понятия «кадетский корпус» и «кадетский класс» несколько дискредитировали себя за последнее время, в результате чего сложилось устойчивое мнение, что кадетство — это для трудных детей. С другой стороны, мы очень внимательно изучали и продолжаем изучать лучший опыт иностранных лицеев-интернатов, которые по праву считаются элитарными образовательными учреждениями с жесткой дисциплиной и акцентом на учебе. И в итоге получается некий синтез этих двух сторон.
— Среди некоторых родителей существует мнение, что к вам сдают «трудных» детей, что здесь ребята лишены детства. Так ли это?
— Во-первых, «сдать» нам ребенка не так просто, как кажется. Чтобы поступить в наш кадетский корпус, ребёнок должен учиться на хорошие и отличные оценки, пройти психологический и интеллектуальный отбор, иметь первую группу здоровья. Желающих у нас учиться гораздо больше, чем свободных мест.
Во-вторых, единственное чего мы лишаем своих воспитанников — это возможности часами бесконтрольно сидеть за компьютерами и планшетами, распивать алкогольные напитки и курить сигареты. У ребят нет шансов «прогулять» школу и не выполнить домашнее задание.
На самом деле мы создаем детство и регулярно организовываем различные культурные мероприятия, активные игры, соревнования, выезды в уникальные места, участвуем в кадетских слётах, где ребята могут подружиться с кадетами со всей России. Таким образом формируется настоящее кадетское братство. У наших ребят очень насыщенное и интересное детство, просто оно немного отличается от детства обычных школьников.
Поучившись у нас пол года, уезжая на каникулы, ребята прощаются друг с другом так, будто расстаются на годы. А вернувшись назад, радуются так, как могут радоваться только дети. Друзья, которые появляются у них в кадетском корпусе, останутся у них на всю жизнь.
— На территории кадетского корпуса находится церковь. Она тоже относится к вашему учреждению?
— Да. Это наш Домовой Храм имени Ивана Русского. У нас в этой церкви местное благочиние проводит службы. Священник — отец Илья. Каждую пятницу ребята исповедуются. Они его очень любят. По субботам у них причастие, молебен. Конечно, всё делается с письменного согласия родителей и детей. То есть дети ходят с удовольствием и я считаю, это очень-очень идёт всем ребятам на благо. После молитвы надо видеть их лица, такие истинно просветлённые. Посещение церкви вообще проходит только в добровольном порядке и с позитивными мыслями. А еще у нас в корпусе ведется Закон Божий! Тоже по желанию ребят и их родителей.
— Какие документы требуются для поступления в корпус?
— Перечень всех необходимых документов можно посмотреть на нашем сайте rkksol.ru Но особое внимание следует обратить на необходимость прохождения тщательной медицинской комиссии.
— С какого возраста у вас обучаются ребята?
— Каждый год мы набираем учащихся в пятый класс, в этом году хотим попробовать набрать ребят в четвертый класс. В среднем численность обучающихся в группе: 20-25 человек. В другие, более старшие классы, набор возможен только на освободившиеся места, о которых можно узнать на нашем сайте или позвонив в корпус.
— Много ли новых учащихся в этом году?
— В этом учебном году в 5 класс пришло 27 ребят.
— Когда начинается набор на новый учебный год?
— Заполнить анкету и пройти предварительное собеседование можно с января.
— К вам могут поступить только ребята, проживающие в Солнечногорском городском округе?
— Нет. У нас могут обучаться все граждане РФ. Но следует учитывать, что на выходные дни ребята уезжают домой и в корпусе остаются только воспитанники, получившие плохие оценки или замечания по поведению. Кроме этого, иногда ребята болеют и в этом случае родители обязаны забрать ребёнка до его выздоровления.
— Какими вы видите ребят, желающих поступить в ваш корпус?
— К будущим кадетам есть определённые требования.
1. Ребёнок должен сам желать поступить учиться в наш корпус. Это очень важно. С каждым кандидатом администрацией корпуса проводится собеседование, в ходе которого становятся понятными мотивы поступающего. И если это обещание родителей купить новый планшет или что-то подобное, то не стоит даже пытаться поступать.
2. Средний балл оценок за четвертый класс должен быть не меньше 4,5. Мы не ставим своей целью научить кадета к 11 классу разбивать головой кирпичи и прыгать с парашютом. Наша цель — успешная сдача ЕГЭ со средним баллом 80.
3. Хорошее здоровье и отсутствие медицинских противопоказаний к учёбе в корпусе. Буквально с первого дня учёбы у ребят существенно возрастут физические нагрузки. Здесь им придется заниматься строевой подготовкой, посещать занятия по армейскому рукопашному бою и школу выживания.
И это не считая обычной физкультуры в школе. Каждый день кадеты занимаются спортом по 4-5 часов. Самое большое горе для ребенка — отчисление из корпуса по болезни. И за каждым таким случаем стоят родители, скрывшие хроническое заболевание.
4. Отсутствие психологических противопоказаний по проживанию в условиях общежития. На этом этапе нам важно понять, сможет ли ребенок пять дней в неделю, 24 часа в сутки находиться в коллективе. Как показывает практика, очень быстро и хорошо вливаются в коллектив ребята, имеющие братьев и сестер. Если будущий кадет легко возбудим, имеет высокий уровень агрессии, либо просто не любит находиться в коллективе, то не стоит ему поступать в корпус.
— Есть ли у вашего корпуса кадетские классы в школах, чтобы они готовили ребят к поступлению к вам?
— Нет, но мы три года назад начали интересный проект, так называемые «Про-кадеты». То есть мы в начальной школе сделали школу полного дня. Детей утром к нам привозят, а вечером в 18 часов их забирают. Всё это время они находятся у нас с утра до вечера. Утром, понятное дело, уроки. А после обеда — развивающие кружки, в том числе ментальная арифметика, физическое развитие, выполнение домашних заданий. Ходят они по желанию в гражданской форме или в военной камуфлированной форме. Но если со своих кадетов мы требуем, с них спрашиваем, то с про-кадетами у нас другая задача. Главное не убить в них желание учиться дальше. Мы делаем всё, чтобы у них продолжали гореть глаза и к моменту поступления в 5 класс они учились с желанием.
— У вас военное учебное заведение?
— Нет. Мы не военные в полном смысле этого слова. Просто военная составляющая у нас — это инструмент воспитания.
— Чем кадетский корпус отличается от школы?
— Кадет — это мальчик, который семь лет воспитывается в системе военных координат. То есть в военизированной системе воспитания. Ношение униформы, погоны, флаг корпуса, знамя — всё это дает мальчику возможность воспитывать в себе характер, дисциплинированность, собранность, помогает выработать лидерские качества.
Еще одним отличием является терминология. Если в обычной школе есть «класс» и «классный руководитель», то здесь это соответственно «взвод» и «командир взвода».
— Какая у вас принята система оценивания?
— У нас принята традиционная школьная система оценивания — пятибалльная. Но дело не в этом, а в том, что у каждого кадета ведется личный рейтинг, в котором учитывается всё: оценки за учёбу, участие в мероприятиях, поведение. На основе этого рейтинга выстраивается целая система, в которой видно положение каждого воспитанника во взводе и в целом по корпусу.
Есть также и система «коллективного рейтинга», это когда происходит всё то же самое, но уже соревнование идёт между взводами. Эти баллы рейтинга накапливаются и существует своеобразный «прайс-лист» вознаграждений, в котором кадеты коллективным решением могут что-нибудь выбрать, например поездку в конный клуб или аквапарк, сходить в кино или на какое-нибудь другое мероприятие.
— Есть ли какая-то система наград и наказаний, или может быть нарядов?
— Есть. И она очень развита. Она и на званиях построена. К примеру, тем кто хорошо учится и выполняет функции заместителей командиров отделений, присваиваются очередные звания: старший кадет, вице-младший сержант, вице-сержант и так далее.
Разработана и система различных медалей и знаков отличия. Есть нагрудный знак — самая высшая награда нашего корпуса — «За особые успехи в учёбе и спорте!». Чтобы получить его, кадет должен на «отлично» закончить год без единой «четверки», сдать нормативы ГТО не ниже золотого значка и должен положительно участвовать в значимых для корпуса мероприятиях, например соревнованиях не ниже областного уровня и кадетских слётах. На сегодняшний день всего воспитанниками получено 20 знаков отличия и порядка 15 медалей. То есть, как вы видите, мы их в принципе просто так не раздаём.
Система наказаний тоже есть. Например, если кадет плохо учится и имеет проблемы с дисциплиной, то он может лишиться увольнения и на выходные остаться в корпусе, чтобы изучать обязанности кадета и заниматься большим количеством уроков, проводит работу над ошибками. Помимо этого он может получить замечания и другие взыскания.
— Говорят, что у кадетов строгий распорядок дня. Расскажите пожалуйста, в каком режиме живут ваши воспитанники?
— У нас распорядок действительно очень жесткий. У кадетов практически нет нерегламентированного свободного времени. Утро начинается в 6:30 с физической зарядки. Кстати, во время неё ребята бегают довольно много, до 4,5 километров. Наши обучающиеся делают её 365 дней в году независимо от погоды. Затем идет утренняя проверка и гигиенические процедуры, заправка кроватей и тому подобное. После построения завтракают и идут на учебные занятия с 8:30 и, в зависимости от класса, до 13:30 или 14:30. После обеда начинаются дополнительные занятия — кадетский компонент, спорт, большое количество кружков, спортивных секций. Всевозможные мероприятия, олимпиады, конкурсы. Вечером у кадетов всего час свободного времени с 20:00 до 21:00. Но это время только называется «свободным» — им надо успеть «подшиться», привести свою униформу и обувь в порядок, собрать учебники, позвонить домой родителям, ведь телефоны им выдаются только в этот час. Затем вечерняя прогулка строем и с песней, после чего следуют вечерние водные процедуры и отбой. Дети постоянно заняты и так живут 7 лет. Естественно всё это с перерывами на приём пищи. У нас своя столовая, свои повара, все продукты качественные, никаких полуфабрикатов и кадеты с аппетитом кушают 5 раз в день.
— Родители отмечают, что в корпусе у ребёнка повышается уровень успеваемости по школьным предметам. Как вы этого добились? В чём секрет?
— Самое главное — это неравнодушное отношение к детям и желание буквально из каждого ребёнка сделать личность. Всё остальное уже подтягивается.
У нас хорошие учителя. Фанаты своего дела. Мы пытаемся привлечь лучшие кадры, а военный компонент у нас ведут офицеры-воспитатели, в основном полковники.
Но секрет в самих воспитанниках и системе самоподготовки. Во-первых, за счет конкурса у нас учатся только умные и мотивированные дети. Во-вторых, это система подготовки: два часа в день отводится на домашние задания. В это время в классной комнате стоит идеальная тишина и каждый кадет занимается. И выученные уроки проверяет офицер-воспитатель. Так что обмануть маму и сказать, что ничего не задано — не получится.
Следует отметить, что кадеты всегда находятся под присмотром. И выполнение домашних заданий, и основное обучение — всегда с воспитателями.
Случается конечно, что кадет получает и плохую оценку, но практически сразу, до конца недели, он ее исправляет. Все дело в том, что кадеты не имеющие плохих оценок и замечаний по поведению на субботу и воскресенье идут домой. Таким образом сложилась уникальная система, при которой ребята крайне заинтересованы в ликвидации отрицательных оценок до конца учебной недели. Так что, как видите, дело в самих ребятах. Просто они перестают лениться и начинают учиться.
— Владимир Путин считает, что дистанционное образование должно только дополнять, а не заменять основное. Согласны ли вы с этим?
— Я полностью с этим согласен! Дистанционное может помогать получать основное. Но в наших реалиях, когда дети постоянно находятся у нас, живут здесь, в принципе живое общение с ребёнком заменить вообще ничего не может. Потому что дети видят в нас вторых мам и пап.
— Есть ли у вас родительский комитет и поддерживаете ли вы связь с родителями кадетов? Проводятся ли у вас родительские дни или родительские собрания?
— Мы изначально когда создавались, позиционировали, что ребёнок на выходных должен быть дома, если он, конечно, не наказан. Мы крайне плотно работаем с родителями, в полном контакте, все родители напрямую ко мне обращаются, если какие-то вопросы волнуют их. У нас также есть родительский комитет.
Дети не лишены родительского внимания и родители всегда дополняют то, что мы в детей вкладываем. Мы всегда стараемся с родителями быть, что называется: «По одну сторону баррикад». Только в этом случае процесс и учёбы, и воспитания ребёнка будет результативным.
— Какие кружки и дополнительные занятия есть в вашем кадетском корпусе?
— Конечно же это кадетский компонент, в который входят такие дисциплины, как строевая и огневая подготовка, изучение уставов, специальные курсы, например оперативное искусство и школа младших командиров, этикет и хореография. Все ребята посещают секцию по армейскому рукопашному бою и школу выживания, занимаются в кружках по подготовке к олимпиадной математике и русскому языку. Особое внимание уделяется изучению информационных технологий и робототехнике, ведь наша специализация — защита информации и антихакерские технологии.
Воспитанники охотно занимаются армспортом, их тренирует мастер спорта по армрестлингу. Обязательно посещение секций по полиатлону и легкой атлетике. Ребята занимаются в секциях по веб-дизайну, компьютерной графике, изучают языки программирования Python и Java Script. Кроме того, у нас есть свой клуб «Что? Где? Когда?» и КВН, пресс-центр, театральная студия, где ребята готовят номера к слётам и концертам. Регулярно проводятся общевзводные соревнования, между взводами или представителями взводов. Единственное о чем мы жалеем, что в сутках всего 24 часа. Ведь задумок и планов гораздо больше, чем времени.
— Куда поступают ребята после окончания вашего корпуса?
— Мы не ставим перед собой цель, чтобы наши ребята поступали только в военные высшие учебные заведения, как это обычно происходит в Суворовских военных училищах. Наша цель — дать ребятам качественное конкурентное образование и помочь с выбором своего профессионального пути в любой ВУЗ. Поэтому мы сотрудничаем с десятками гражданских и военных ВУЗов, требуем от ребят построения своей профессиональной и индивидуальной траектории уже в 7 классе: каждый ребёнок должен понимать связь между абстрактными оценками в школе с поступлением в ВУЗ и будущей профессией. Именно поэтому ребята заняты целевой подготовкой. У нас очень тёплые отношения с военными академиями Санкт-Петербурга. Они с большим удовольствием ждут наших выпускников в своих стенах и добавляют за диплом нашего корпуса 10 баллов ЕГЭ. Многие наши студенты выбрали военную карьеру и поступили в разные военные ВУЗы. Из последнего выпуска один учащийся поступил в Университет Дружбы Народов, два человека в этом году — в Финансовую академию при Правительстве РФ.
— Вы сказали что у вас обучается 160 кадетов. Это связано с ограниченным количеством жилых комнат?
— Да, всё верно, к сожалению. Но наверное это проблема во всех подобных заведениях. Желающих к нам поступить на много больше, чем возможность их содержать. Мы стеснены пределами спального корпуса — 160 человек. А каждый год соответственно 25 человек выпускается и 25 мы берём. А желающих в разы больше.
Мы бы с удовольствием расширились. И это было бы много замечательных проектов с этим связанных. Начиная от специализаций по взводам, помимо информационных и технических по физическому развитию и гуманитарным направлениям, мы бы могли сделать ещё большую вариативность образования.